Прошли времена, когда мы могли не обращать внимания на текущую из крана воду, горящую без надобности лампочку или оставленную включенной газовую конфорку. Принцип «народное – значит ничье» остался в прошлом, а мы пытаемся брать пример с цивилизованных стран. И чем лучше у нас это получается, тем выгоднее это для нашего собственного кармана.Специалисты компании «Техноком» 17 лет занимаются монтажом энергосберегающего оборудования. Когда в 2016 году в Калининграде завершилась программа массовой установки теплосчетчиков, «Техноком» перешел от монтажа приборов учета тепловой энергии к монтажу энергосберегающего оборудования – автоматизированных теплопунктов.
Но как можно экономить без поквартирного учета?
– Приведу простой пример, – говорит глава компании «Техноком» Алексей Смирнов. – Горячая вода состоит из двух ресурсов – холодной воды и ее нагрева. Водоподогрев учитывается общедомовым прибором учета, а вода – квартирным. Если половина жителей дома не подала показания счетчиков, за их водоподогрев платят те, кто подал. А когда через месяц-два показания подает наконец и вторая половина, перерасчет добросовестным плательщикам никто не делает. Таким образом, оплачивать приходится дважды. Чтобы так не происходило, должен быть организован и общедомовой учет, и поквартирный – тогда полнота сбора данных станет стопроцентной.
– Однажды я ездил на дилерскую встречу специалистов по энергосберегающему оборудованию в Нюрнберг, – рассказывает корреспонденту «Городского управдома» Алексей Смирнов. – Их технология называется SmartMetering, что переводится как «Умное измерение». У немца на столе стоит девайс, на дисплее которого он может посмотреть в евро, кубометрах или гигакалориях, сколько и чего тратится в его жилье за час, сутки, месяц и так далее. Немцы уделяют этому куда больше внимания, чем мы: хлебопечку, посудомоечную или стиральную машину запускают ночью, по ночному тарифу – днем дорого; распределяют между собой, кто и когда принимает душ, чтобы расход воды был экономичным. Такая система у них внедрена много-много лет назад – они постоянно совершенствуют ее. Так в их сознании формируется рациональное отношение к ресурсам. Понятно, что наши жители не привыкли планировать, ограничивать и рационализировать бытовые мелочи. Привыкли регулировать температуру в квартире форточкой, а не терморегулятором. А зачем экономить в общем котле, если сосед не экономит? Мне больше всех надо? А ведь открытая форточка зимой – это расстегнутый кошелек, из которого сыплются монетки. Чей кошелек? Да наш с вами общий кошелек! Только расходы эти не прямые, а косвенные, поэтому плохо осознаваемые. А как перевести эти расходы из косвенных в прямые? Только раздав каждому ответственность по оплате за свою конкретную квартиру.
Рационально потратить тепловую энергию в жилом доме можно, только если каждый платит за себя по принципу: «плачУ тогда, когда трачу – когда не трачу, не плачу».
А вот еще идеи по энергосбережению:
– Вся семья на работе/в школе/институте – в квартире 10–15 0С, пришли домой – 21 0С.
– Днем горячая вода – 65 0С, ночью – 45 0С. Кому она нужна ночью такая горячая? «Градус рубль бережет».
– Свет постоянно не горит, а только там и тогда, где это нужно людям сейчас.
– Вода из крана, в унитазный бачок и из него течет только по целевому назначению. Так мы плавно переходим к технологиям «Умный дом». Но начинается все с технологии «Умный собственник».
Так вот умным собственникам компания «Техноком» предлагает внедрять автоматизированные системы коммерческого учета ресурсов, которая объединяет общедомовой и поквартирный учет. Как это будет выглядеть? В квартире рядом со счетчиками, измеряющими расход воды, тепла и электричества, монтируется специальный приборчик, подключенный к системе диспетчеризации по радиоканалу. Он снимает информацию с приборов учета и передает их в общий компьютер либо в «облачную» систему. Управляющая компания (УК) на основе этих данных автоматически оформляет жильцам квитанции об оплате и так же автоматически рассылает в бумажном варианте, на электронную почту и в «личный кабинет» каждой квартиры. Так же в «личный кабинет» поступает информация о платежах жильца. Жилец может оплатить коммунальные услуги через «личный кабинет» или запрограммировать авто платеж (хотя до этого надо поднять уровень доверия к квитанциям УК). Тем не менее все расчеты становятся простыми и полностью прозрачными. И ломиться с проверками в квартиры не требуется. Все цивилизованно и спокойно, а мошенники и горе-экономисты нервно курят в сторонке. И все живут в полной уверенности, что платят только за себя, а не за соседа и утечки в подвал. К слову, управляющая копания сразу направит усилия на борьбу с утечками и несанкционированными потреблениями электроэнергии и утеплит трубы, подъезды и крыши, так как разница между суммой квартирных показаний и общедомовых приборов перекинется с плеч жильцов на кошелек УК. Тут мы переходим к технологии «Умная управляющая компания».
А «личный кабинет» – это программа, которая устанавливается на мобильник каждого жителя дома – она поможет человеку получить доступ к показаниям приборов своей квартиры – увидеть, насколько рационально расходуются вода, электроэнергия и тепло и что конкретно УК вставила в квитанцию.
В компании «Техноком» говорят: «Хорошее тепло – это измеренное тепло». И здесь не поспоришь. Управлять можно только тем, что можно измерить и посчитать. И не где-то в общем, а в каждой конкретной квартире. И делать это надо РАЗУМНО!
Добро пожаловать в клуб «Умный собственник»!
Полную версию статьи читайте в газете и на сайте "Городской Управдом"